Пошла вторая неделя дистанционного образования в ДНР. Только вторая. А впечатлений – уже на семестр. Не буду касаться жизни студентов, это отдельная история. Поделюсь мнением о том, что коснулось непосредственно меня как отца школьника.
Начну с вывода. Дистанционное образование, во всяком случае у нас, уже показало себя бюрократической оберткой с сомнительным наполнением. Это громкий холостой выстрел, которым никого не убило, но уже многих оглоушило. Система, созданная только для отражения в министерских отчетах.
И если бы в результате пострадали только дубы и клены, переведенные на бумагу для пыльных полок, то было бы полбеды. Но страдают все: дети, их родители, учителя.
По порядку. Уже в первые дни стало ясно, что переход на цифру возможен не для всех. В первую очередь для учителей. Работает какая-нибудь Мариванна в школе сорок лет, имеет огромный опыт обработки охламонов, но технологии последних десятилетий обходит, крестясь и поплевывая через левое плечо. Телефон у нее кнопочный, компьютера нет. А если и есть, то больше для мебели. Как прикажете ей интегрироваться в электронную действительность? Уволиться?
Да и у обучаемых ситуация не лучше. Педагоги жалуются на то, что в половине случаев фотографии с выполненным домашним заданием, которые им присылают, – это нечто сумеречное и мутное. Читать такое – что расшифровывать берестяные грамоты. А причина та же: недостаточная техническая оснащенность.
Поначалу этот диссонанс пытались нивелировать простым способом: в определенные дни и часы у школы дежурит учитель, родители (или сами дети) приносят ему тетради с «домашкой». Потом это проверяется и возвращается – тоже в конкретное время. Правда, дистанционность обучения при этом выглядит немного фиктивно. О чем родители и сетовали в чатах, не переставая.
Но прошла неделя – и такой способ проверки знаний забанили. Всё, только электронный формат! А значит, снова нечитабельные фотки тетрадей, оценки не пойми за что.
Но даже эти обоюдные мытарства педагогов и их подопечных не так печальны, как задания, выдаваемые дистанционно. То, что берется из учебников, логично и вызывает меньше всего трудностей. Но вот альтернативные задания… Рождается ощущение, что половина таковых никакого отношения к учебной программе не имеет. Это какая-то конкурсная мишура, которой всегда много вокруг образовательного процесса, но в нормальное время она значится необязательной, хотя и рекомендуемой. Всякие вазочки, открытки и прочие очумелые ручки. Эта псевдотворческая дребедень считается развивающей, но по факту лишь отнимает время у родителей. Да, именно родителей. Ну, ответьте честно сами себе: сколько процентов таких работ выполняется детьми или хотя бы вместе с детьми? Гулькин нос.
Ладно, сейчас речь не о целесообразности всех этих «проектов». Пусть уж будут, но как факультативные. Или хотя бы задаются не так часто. Но ведь в первую неделю дистанционки большинство предметников выгрузили на своих воспитанников целую телегу подобного добра. Даешь пятилетку в три дня!
Видимо, форс-мажор, который случился с планетой, не был предусмотрен нашим образовательным сообществом, и по некоторым предметам сейчас задается что угодно, лишь бы строчки в электронных дневниках не пустовали. Люди, зачем?! Почему бы в таких нетрадиционных условиях не признаться себе, что физкультура, трудовое обучение, классный час (!) могут быть временно выведены из образовательного процесса? Вы спросите, за что тогда трудовику и физруку зарплату начислять? Да просто так, из гуманитарных соображений – как Путин в России сделал. Вынужденный отпуск с сохранением зарплаты. Неужели ставка школьного учителя – это бремя, непосильное для бюджета. Нет же, пусть имитируют бурную деятельность, лишь бы бамбук не курили. Ну они-то пусть имитируют, а дети чем провинились? Родители в чем согрешили? Многие из них продолжают на работу ходить и лепят открытки в краткие часы послерабочего «отдыха». А представьте, каково тем, у кого трое детей-школьников! Например, в первом, третьем и пятом классах.
Впрочем, и обычные задания, выдаваемые дистанционно, вызывают в семьях штормы. Начнем с выбора платформы. «Дневник.ру» перенапрягся и лег уже на второй неделе. Viber или «ВКонтакте» не так удобны, да и задания, разбросанные где попало, в конечном счете превращают такой дисциплинированный процесс, как обучение, в хаос. Родители мечутся между чатами, бомбят учителей вопросами, не всегда умными, те нервничают, меняют задания на ходу… Кто-то успевает делать уроки вовремя, а кто-то погряз в долгах. А как иначе, если на всю семью один старенький ноут, папа с мамой до вечера на работе, а бабушка даже с пультом от телевизора ругается! Вернулись предки вечером домой – и начинают судорожно рыться в Сети, выуживая крупицы заданий из соцсетей. Радуются безмерно, если не придется до утра сидеть над очередным патриотическим проектом или пластилиново-картонным экспонатом для выставки. А теперь еще раз представьте тех, у кого не один ребенок, а куча мала…
Отдельная беда – сфера дополнительного, творческого образования. Например, школы искусств. Ну ладно, кружок живописи – картинку намалевал, сфотографировал, отправил. А музыкантам какая мука! Уроки по скайпу, а выполнение заданий по сольфеджио и хоровому пению нужно подкреплять домашним видео! Опять вспоминаем о том, с чего начали разговор: у всех ли есть возможность записать такое видео? Ответ никого не волнует, увы.
Так пусть еще и физрук потребует сдать дома норматив по челночному бегу и прислать видеоподтверждение. Или прыжок в длину с места. То-то соседи рады будут. А также их люстра и посуда в шкафу.
Не подумайте, этот камень – не в учительский огород. Наши педагоги сами мучаются не меньше детей, они заложники системы. Вопрос к тем, кто в силах изменить ситуацию. Нужно волевое решение, способное свернуть театр абсурда. Народу и так сейчас непросто: психологически, финансово, а на границах Республики еще и морально уродливые соседи оживились, пользуются отсутствием ОБСЕ. Нужно помочь друг другу пережить тяжелое время, а не усугублять нервное напряжение ближних.
Выходов из ситуации гораздо больше, чем кажется. Да, они, как правило, радикальны, но ведь и ситуация не шаблонная. Можно продлить каникулы на месяц, а потом доучиться за счет летних. На моря не успеете съездить? А будут ли они в этом году, моря-то… Или можно вообще закрыть год по трем четвертям, а летнее время посвятить разработке новых планов с учетом материала, недоученного в прошлом году. Начните учебный год в августе (если схлынет эпидемия). Или пусть дети учатся, как обычно, с сентября, но по субботам. Не истощатся. Только лишним их не надо пичкать, очумелые ручки спрячьте на время за спину. Ну было же у нас так, вспомните: начинали учебный год с 1 октября.
Конечно, с выпускниками эти номера не годятся. Не выпустим их теперь – не будет абитуриентов. Ну, они пусть доучиваются сейчас, дистанционно. С цифровыми методами работы старшеклассники ладят лучше, чем старые и малые. Не придется родителей утруждать.