Нам достался в наследство самый богатый язык в мире. Его сохранение и развитие – большая честь и ответственность. Совершенствовать свое знание живого великорусского нужно всю жизнь, благо ресурсы его неисчерпаемы. Взять, например, устойчивые выражения (фразеологизмы, идиомы). Это же поэзия в быту, жемчужины, разбросанные у нас под ногами!
К сожалению, многие из них за давностью лет утратили для нас свою ясность и звучат как красивая тарабарщина. Ну кто сейчас может объяснить, что такое зга, просак, баклуши? А ведь за поэтичным звучанием зачастую скрывается не менее поэтичное происхождение оборота.
Давайте попытаемся объяснить значение и этимологию нескольких известных русских фразеологизмов. Почему «попытаемся»? Да просто у некоторых из них связь с истоками настолько истончилась, что даже лингвисты ломают копья, пытаясь докопаться до корней.
НЕ ВИДНО НИ ЗГИ
Значение. Густая, непроглядная темнота.
Происхождение. Вся соль оборота – в загадочном слове «зга». Доводилось читать, что в одном из русских диалектов (каком – источник целомудренно умалчивает) згой называлась часть лошадиной упряжи, некое колечко, крепящееся к хомуту, через которое продевалась вожжа.
Но большинство этимологов сходятся в убеждении, что непонятное слово происходит от «стьга», то есть «тропка, дорога» (в русском языке сохранилось слово «стёжка», имеющее тот же корень). То есть, по этим двум версиям, выражение означает такую темень, в которой путь разглядеть невозможно. Или еще похлеще – даже колечка на лошадиной упряжи не видно.
Есть и другие исследователи, которых «дорожно-упряжное» объяснение не убеждает. Ищут в зге свет, искры, звезды, догорающие костры. Мы с вами на этих вариантах подробно останавливаться не будем, так как почвы под ними маловато. Впрочем, в таких «народных» толкованиях тоже есть своя поэзия!..
ПОПАСТЬ ВПРОСАК
Значение. По своей оплошности или неосведомленности оказаться в неприятном или невыгодном положении.
Происхождение. Всем очевидно, что наречие «впросак» образовано из сочетания предлога «в» с непонятным существительным «просак». Для понимания этого слова нам нужно копнуть историю ремесел. Просак – это старинный станок для кручения веревок и канатов. Он представлял собой сложную сеть веревок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Станок располагался на улице, занимал значительное пространство и часто мешал передвижению людей. Попадет одежда или борода прядильщика меж скручиваемых веревок – выйдет, мягко говоря, неприятность.
Поначалу, пока люди помнили значение слова «просак», данное устойчивое выражение имело не строго фиксированную форму. В XVIII веке еще, например, нередко говаривали: «будешь в просаке», «попался в преизрядный просак», «ввели меня в такой просак» и т. п. Позже станок вышел из использования, слово перешло в разряд историзмов, а существительное с предлогом слились в единое наречие.
БИТЬ БАКЛУШИ
Значение. Праздно проводить время, бездельничать.
Происхождение. Слово «баклуша», сейчас забытое, раньше именовало деревянную чурку, служившую заготовкой для мелких изделий – например, ложек или другой посуды. На Руси деревянная ложка была важным бытовым предметом и довольно ходким ремесленным товаром. Выстругивали их мастера в больших количествах. Так вот, чтобы рационализировать производство, заготовку полуфабрикатов, баклуш, ремесленники поручали своим подмастерьям. Такая работа не требовала особой квалификации или чрезмерных усилий. Ученик, приловчившись, мог набить гору таких баклуш, пока мастер вырежет пару ложек. Так что порой, вероятно, первый просто отдыхал, в то время как второй потел над изделием. Постепенно процесс приобрел устойчивое значение пустячного дела, почти лодырничанья.
Удивительно, но такая версия не единственна. Есть исследователи, которых смущает в данном выражении слово «бить». Мол, почему не колоть, рубить или пилить. Дрова же не бьют. Демагогия, конечно, но кто знает… Так вот у этих, вторых, есть своя версия происхождения идиомы. Дескать, баклушами называли не только заготовки для посуды, а вообще любые чурки. Такими деревяшками пользовались и ночные сторожа, обходя оберегаемую территорию, – всю ночь стучали баклушами, чтобы показать потенциальным ворам, мол, объект под охраной.
Данная версия утверждает, что сторожевая профессия в те давние времена особым почетом не пользовалась, а охранников воспринимали почти как лодырей. Ходишь себе, колотишь деревяшкой об деревяшку, только что не спишь…
ДЕЛО – ТАБАК
Значение. Плохо дело, ничего хорошего.
Происхождение. Данный оборот тоже оброс лингвистическими предположениями. Но исследователи единодушны в одном: фраза родилась в среде бурлаков.
Первая версия такова. «Табак» подразумевает вовсе не траву с наркотическими свойствами, а искаженное персидское «табах», что значит «грязь, дрянь». Ругательство, если попросту. Бурлаки влачили свои грузы по Волге аж до Каспийского моря, вот там, вероятно, словечко и подцепили. Известно ведь, что из чужого языка первой усваивается именно бранная лексика. Что же означало это «дело – табах»? Видимо, какую-то неприятность. Толкователи утверждают, что поначалу такой возглас вырывался у бурлаков, когда их баржа садилась на мель, причем преимущественно илистую. Сдвигать судно было очень непросто, для этого использовались упорные шесты. Понятно, что в такой ситуации грязь хотелось обозвать погрязнее, вот ее по-басурмански и величали.
Второе толкование настаивает все же на табаке. Радостей у бурлаков было немного – отдых, перекур. И самое драгоценное – кисеты с табаком – мужики носили на шее, чтобы не замочить. Частенько им приходилось влачить свое бремя по воде. Так вот, когда брод оказывался чересчур глубоким и вода подступала к самому кисету, звучал предостерегающий крик: «Табак!». Дескать, стоп, дальше нельзя, табачок намочим.
ТАНЦЕВАТЬ ОТ ПЕЧКИ
Значение. Начинать дело с самого начала, возвращаясь к привычному, простому.
Происхождение. А у этого фразеологизма история литературная. Выражение стало популярным благодаря роману русского писателя XIX века Василия Слепцова «Хороший человек». Главный герой книги, «неслужащий дворянин» Сергей Теребенев, возвращается в Россию после бесплодных странствий по Европе. Неожиданно он вспоминает, как его в детстве учили танцевать. Все движения Сережа начинал от печки, и если ошибался, то учитель уныло говорил ему: «Ну, ступай опять к печке, начинай сначала». И Деребенев вдруг понял, что его жизненный круг замкнулся: начинал он с деревни, потом Москва, Петербург, Европа, и вот теперь он опять возвращается в деревню, к печке.
Продолжение следует…