В 2019 году Донецкая Народная Республика отметила свой первый юбилей – пятилетие. Не слишком большой период времени, но тот факт, что строительство молодого государства шло параллельно с непрекращающимися боевыми действиями, вызывает уважение и требует особой оценки. О том, что за этот период произошло в образовании и науке Республики, какими были эти первые пять лет, что уже вошли в историю, мы поговорили с министром образования и науки ДНР Михаилом Кушаковым.
Потери – не критичные
– Михаил Николаевич, подводя итоги первой пятилетки, как вы оцениваете тот курс, который был взят в начале пути и куда он вывел сегодня?
– Новейшая история Донбасса показала силу преемственности поколений, традиций, укрепляющих дух и формирующих русский характер дончан. Трагические события 2014 года создали нестабильную ситуацию в регионе, коснулось это и системы образования и науки. Правительством Украины были предприняты попытки вывезти из Донецкой Народной Республики (в нынешних ее границах) высшие учебные заведения. Часть профессорско-преподавательского состава и студентов поддержали этот план и покинули Донецк. Республика приняла этот вызов. Несмотря на то что ведущие вузы оказались частично обескровленными, потеряли часть кадрового состава, наши преподаватели, профессора, учителя поставили во главу угла интересы своей профессии и приняли решение остаться здесь.
Научно-образовательный процесс был продолжен и не прекращался ни на один день все пять лет. В период активной фазы боевых действий, чтобы не подвергать риску жизни и здоровье учащихся, студентов и преподавателей, некоторые вузы перешли на дистанционное обучение. В скором времени было создано Министерство образования и науки ДНР, которое взяло ситуацию под свой контроль. Были приняты управленческие решения и проведен ряд мероприятий по стабилизации политической обстановки на местах. Ситуация нормализовалась в январе 2015 года, что стало началом полноценной работы. Все это удалось сделать благодаря братской помощи наших коллег из Российской Федерации, которые не бросили нас в столь сложной обстановке и протянули руку помощи.
Политический план украинского правительства развалить науку и образование в Донецкой Народной Республике оказался провальным. Вспомним слова бывшего президента Украины Петра Порошенко о том, что они сделают все для того, чтобы их дети учились, а наши сидели в подвалах. Украинское правительство использовало все способы, чтобы лишить жителей Донбасса права на образование, вплоть до физического уничтожения. Но благодаря самоотверженному труду наших преподавателей, профессоров, учителей, воспитателей, студентов, школьников мы отстояли свое право на жизнь, приняли Закон «Об образовании», который действует до сих пор. Сегодня наша система образования укрепляется, растет ее авторитет, вузы возвращают довоенное количество студентов и даже превышают его.
– А сколько профессоров и преподавателей уехало из Донецка в начале трагических событий?
– Во всех вузах по-разному. Например, Донецкая национальная академия строительства и архитектуры осталась практически в полном составе. Здесь решающую роль сыграл тот факт, что ректор академии Евгений Горохов, пользующийся огромным авторитетом, остался возглавлять вуз, что и послужило примером для коллектива.
В Донецком национальном университете, Донецком национальном техническом университете лишились не более 30 % преподавателей. Отток в основном был по идеологическим направлениям подготовки, таким как история, юриспруденция, филология. Убежденные сторонники идей, которые возобладали в Киеве, как правило, и уехали, но таковых было не очень много.
Двойные дипломы
– Во многих вузах Республики с 2015 года действует программа двойных дипломов, которая помогла удержать контингент студентов в самые тяжелые годы. Как появилась идея о таком сотрудничестве и как она была воплощена в жизнь?
– В 2015 году совместно с российскими коллегами было принято решение о том, чтобы, используя российские законы об экстернате, организовать сдачу экзаменов нашими выпускниками в вузах – партнерах РФ. На тот период мы уже подготовили проект Закона «Об образовании», были подготовлены документы об окончании учебы, дипломы. Это был знаковый год, многое определивший и для Республики в целом, и для сферы науки и образования в частности.
Нам нужно было стабилизировать ситуацию через использование российского закона об экстернате. Несколько ведущих вузов РФ предоставили нам эту возможность и оказали серьезную помощь. Это и ростовские, и крымские вузы. Примечательно, что магистры направления подготовки «украинский язык и литература» первые дипломы получили в Крымском федеральном университете.
В этот период российской стороной было выделено огромное количество бюджетных мест для наших абитуриентов, которые хотели поступать в вузы РФ. Таким образом, часть наших абитуриентов стали студентами вузов Ростова, Белгорода, Воронежа и других городов России. Мы ждем, что эти ребята потом вернутся в Республику. Также коллеги из РФ обеспечили нашим выпускникам школ возможность сдавать ЕГЭ в РФ, и порядка тысячи ребят воспользовались этой возможностью.
Сегодня наши выпускники получили почти шесть тысяч российских дипломов – это и двойные дипломы, и дипломы, которые получили выпускники наших вузов, прошедших аккредитацию в РФ.
– И как на это реагировало украинское правительство? Породив вузы-клоны, которые так и не смогли полноценно наладить научно-образовательный процесс, оторвавшись от своих корней, они спокойно наблюдали за тем, как укрепляется научно-образовательная база молодой Республики?
– Против нас развернули информационную войну, применяя всевозможные методы и технологии. Власти Украины начали лишать ученых званий и степеней наших ведущих профессоров, преподавателей. Это акт беспрецедентный, последний раз такое было предпринято в отношении Альберта Эйнштейна правительством Гитлера, когда великого ученого лишили сначала гражданства, а затем звания академика. Но и здесь россияне пошли нам навстречу: всем, кто был лишен ученых званий на Украине, эти звания восстановили в России. Лишь после этого украинские власти поняли, что совершили огромную ошибку, и прекратили данную практику.
Сеть сотрудничества
– Михаил Николаевич, а как сегодня обстоит дело с подготовкой кадров высшей квалификации?
– Без этого невозможно полноценное развитие. Еще в 2015 году с помощью Российской Федерации были созданы диссертационные советы, которые зеркально отражают структуру диссертационных советов России. Чтобы эти диссоветы были легитимными и могли функционировать, мы воспользовались помощью российских коллег. Сегодня около 70 профессоров из РФ являются членами наших диссертационных советов. За это время мы подготовили свыше 250 кандидатов наук и около 40 докторов наук. Кроме того, у нас защитились и несколько россиян, и граждан Южной Осетии, и ЛНР.
– Как развивается международное сотрудничество у министерства частично признанной Республики?
– Развитие международных отношений для нас очень важно. В 2016 году мы подписали меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия, в 2017 году – с Министерством образования и науки Республики Абхазия.
В 2018 году мы подписали с Южной Осетией межгосударственное соглашение о взаимном признании документов, сейчас готовим дополнительное соглашение, предполагающее признание кандидатских минимумов, которые будут сдаваться в Южной Осетии. Они будут признаваться и у нас.
Также подписаны межгосударственные соглашения о сотрудничестве с нашим соседом – Луганской Народной Республикой.
Постоянно развивается межвузовское сотрудничество, подписано 140 договоров о сотрудничестве с вузами – партнерами РФ, ЛНР, РЮО, Абхазии. Это для нас хороший показатель. Межвузовские связи развиваются по различным направлениям, в том числе и в деле подготовки кадров высшей квалификации. Есть вузы, которые используют возможности для защиты своих диссертационных исследований по темам диссертационных советов, которых у нас нет. Это активно использует и ДонНУ, и ДонНАСА, и Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького.
Мы активно работаем над созданием совместных диссертационных советов. Недавно такой общий диссовет по философии был создан в Луганской Народной Республике, сейчас готовим совместный с РФ диссовет по педагогическим наукам. Как только осуществим данный пилотный проект, распространим этот опыт и на другие направления развития подготовки кадров высшей квалификации. Специальностей очень много, и 25 наших диссертационных советов не могут охватить весь спектр дисциплин. Решить проблему позволит создание совместных диссоветов, куда мы будем активно направлять наших профессоров, чтобы динамично развивать подготовку кадров высшей квалификации.
Доверие абитуриентов
– Сегодня самое яркое событие в образовании и науке Республики – прохождение вузами Республики аккредитации в Российской Федерации. Еще в должности первого заместителя министра вы успешно курировали этот вопрос. Когда появилась мысль о том, что наши вузы должны проходить аккредитацию в РФ, какой вуз стал первым и почему?
– Государственная аккредитация – новый этап в научно-образовательной жизни Республики. Это новый уровень работы и ответственности. Пройти аккредитацию не значит почивать на лаврах. Образовательные стандарты РФ каждый год усложняются, делается все это с учетом веяний времени и тех требований, которые предъявляются к выпускникам вузов при трудоустройстве. Аккредитация – это подтверждение качества образования. Если вуз соответствует требованиям, которые предъявляются при аккредитации, значит, с качеством там все в порядке. Наши вузы, подтверждая международный уровень подготовки, становятся наравне с первыми вузами Российской Федерации.
Впервые об этом мы задумались в 2016 году. В этот период мы активно использовали возможности Российской Федерации – закон РФ об экстернате, когда наши студенты сдавали госаттестацию в РФ, и сдавали успешно. Но возможности были очень ограниченны, поскольку это требует и подготовки, и определенных затрат, в том числе и у принимающей стороны. Нам, конечно, не отказывают, помогают. Но у нас 50 тысяч студентов, ежегодно около 10 тысяч выпускников, поэтому очень сложно обеспечить сдачу госэкзаменов в РФ экстерном. Естественно, в ходе обсуждения вопросов, актуальных для нас, учитывая наши интеграционные намерения, мы в общении с нашими коллегами из РФ пришли к мысли о том, что вузам необходимо проходить государственную российскую аккредитацию, чтобы иметь возможность выдавать российские дипломы в Республике. В ходе переговоров мы добились предварительного согласия. Потом эта идея была озвучена мною первому Главе ДНР Александру Владимировичу Захарченко. Мне пришлось его вводить в курс дела, объяснять все тонкости и сложности. Следует отметить мудрость Захарченко как Главы Республики и политика – он долго размышлял, но в итоге положительно оценил нашу идею и одобрил ее. Были опасения, что это может вызвать отток специалистов из Донбасса. Однако мы представляем себе, какая перспектива у Республики, поэтому не боимся, что выпускники уедут и не вернутся. Уверен, они будут возвращаться, чтобы развивать Республику и строить здесь свои личные и профессиональные судьбы.
Еще раньше я получил задание от Главы работать над тем, чтобы наши дипломы признавались в РФ. Результатом этой большой совместной работы стал Указ президента РФ от 2017 года о признании документов ДНР и ЛНР. Де-факто наши документы признавались еще в 2015 году, необходимо было прийти к тому, чтобы было признание и де-юре. Следующим этапом стало поручение Главы, связанное с системой экстерната, с чем мы тоже справились. Пилотным стал Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького. Весной 2017 года мы начали эту процедуру, раскрутился маховик экстерната, а затем вуз стал первым и в прохождении российской государственной аккредитации.
В Республике 16 вузов, четыре из них прошли аккредитацию в РФ. Медуниверситет уже завершил эту процедуру по всем направлениям подготовки. Планомерно продолжается она в ДонНАСА, ДонНУ и ДонНУЭТ имени М. Туган-Барановского. Сегодня это лучшие вузы в Республике, они полностью соответствуют требованиям Рособрнадзора и обладают необходимым научным потенциалом. Мне лично пришлось оценить возможности каждого вуза и отобрать сильнейших, потому что первый шаг не мог быть ошибочным. Второго шанса у нас уже не было бы.
В 2020 году в процесс аккредитации вступает и Донецкий национальный технический университет, сейчас он в процессе подготовки.
– Как проходила в нынешнем году приемная кампания в Республике?
– При выборе вуза абитуриенты всегда смотрят на его уровень – сможет ли он дать то образование, которое в будущем обеспечит им достойную карьеру. В этом году абитуриенты отдавали предпочтение тем направлениям подготовки, которые уже прошли аккредитацию в РФ. Лидером по набору абитуриентов уже который год подряд стал наш ведущий вуз – Донецкий национальный университет, его выбирает почти половина всех поступающих. Серьезный рывок сделал медуниверситет – сегодня там количество поступающих больше, чем в довоенное время. То, что мы выдаем российские дипломы в Республике, очень влияет на выбор абитуриентов. Те, кто раньше стремился ехать учиться в РФ, поступают в вузы Донбасса и получают здесь качественное образование, которое ни в чем не уступает российскому. Прохождение аккредитации в РФ – это конкурентоспособность вуза, возросшая в разы.
В мировой практике это первый случай, когда иностранное государство, иностранный вуз выдает российские дипломы. За границей их выдают филиалы российских вузов или совместные учебные заведения. Нам, жителям Донецкой Народной Республики, во многом суждено быть первопроходцами.
– Что ждет образование и науку Республики в ближайшие пять лет? И если уж мыслить стратегически, каково будущее Республики, ее науки и образования?
– Все мы добиваемся одной цели – интеграции в российское научно-образовательное пространство. Де-факто мы уже там. Однако аргумент де-факто должен перерасти в де-юре. Мы и дальше будем интегрироваться в РФ. Это мнение и мое, и моих коллег, которые меня поддерживают. Продолжим прохождение аккредитации в РФ вузами, которые являются локомотивом образования, а также включим в этот процесс и среднее профессиональное образование, школы. Наши результаты – самый лучший ответ оппонентам. И пусть у нас еще не все стабильно, гладко и совершенно, но мы работаем, и эта работа видна. Она сложна, но она системна. Мы знаем, чего мы хотим, а наши желания – это наше будущее.
СПРАВКА
М. Н. Кушаков работал в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко на таких должностях: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, заведующий кафедрами конституционного и административного права, уголовного права, декан юридического факультета, проректор по международной деятельности университета.
Одновременно Михаил Николаевич работал старшим научным сотрудником в Центре социально-политических исследований «Перспектива ПГУ им. Т. Г. Шевченко».
Кушаков – автор более чем 40 научных трудов и методических пособий по юриспруденции и политологии.
Наталья Москаленко
Фото Александра Шурлакова