Донецкая муздрама презентует очередную премьеру. На Сцене на Садовом прошел пресс-показ спектакля «Полная гармония» по пьесе французского драматурга Луи-Мишеля Кола «Обоюдное согласие». 6 сентября постановку представят на суд зрителей.
По словам режиссера спектакля Игоря Рыбчинского, «Полная гармония» была готова ко встрече с аудиторией еще в апреле, однако выходу на сцену помешал коронавирусный барьер. Эта передержка тревожит постановщика и его партнеров, ведь каждый спектакль – живой организм, и есть риск, что он потеряет нужную энергетику, баланс эмоциональной взаимосвязи. Однако опасения артистов на этот раз, думаю, напрасны, пресс-показ убедил в том, что с организмом «Гармонии» полный порядок. Спектакль очень проникновенный, глубинно-чувственный, теплый – и все это актерам удалось передать залу.
История камерная. В ней участвуют только четыре человека. Вернее, пять – за кадром постоянно звучит голос матери героини, и постоянные посетители муздрамы без труда узнают по тембру Аллу Ульянову. Заслуженная артистка Украины создает яркий характерный образ, даже не появляясь на сцене, поэтому мы можем без скидок считать ее пятым действующим лицом.
Поначалу схема проста: любовный треугольник, образовавшийся стихийно. Для интриги достаточно, однако постепенно фигура из плоской превращается в пространственную, открывая более сложные связи между исходными точками. Те характеристики, которыми наделены герои на старте действия, преображаются на глазах. Конечно же, под влиянием друг друга и чего-то еще, заложенного в них самих.
Мари (заслуженная артистка ДНР Анна Якубовская) в первом ракурсе предстает суховатой, хотя и не совсем черствой бизнес-леди; Люсиль, ее служанка (заслуженная артистка ДНР Мария Марченко) – классическая служанка: плутоватая, нахальная, предприимчивая; Франсуа (Игорь Рыбчинский) – банальный неудачник, курьезный в своей суетливой неловкости. Казалось бы, для яблока раздора он недостаточно романтичен, однако, повторяю, это лишь первый набросок образа, его, если позволите, кокон. То же и с остальными персонажами.
Ситуация в корне меняется, когда в ткань действия вплетается новый образ – Юлия, дочь Франсуа, больная лейкемией (Анна Костельникова). Трагический элемент сразу же разворачивает интригу в другую плоскость, образы облекаются иной плотью, комический пафос спектакля меняет вектор на противоположный. В действии по-прежнему немало забавных эпизодов, но смех теперь выступает лишь как легкий флер, наброшенный на глыбу трагизма.
На передний план выходит внутренний мир Мари. Она совершает отчаянный поступок – соглашается играть роль возлюбленной совершенно чужого для нее человека. Ею руководит самопожертвование, и всякие корыстные причины (желание спастись от одиночества, зреющая симпатия к Франсуа) на фоне главного побуждения выглядят незначительными.
В действие вкрадывается мотив вины, вызванной обманом. Но ход действия оправдывает героев. Жизнь сама оплачивает их счета – грех уравновешивается высокой целью. Любовь во всех ее проявлениях (и чувственная, и отцовская, и общечеловеческая в самом высоком смысле) заслоняет все темные пятна. Ее победа тотальна. Меняются герои, меняется их отношение к жизни, меняется сама жизнь вокруг них. Свет торжествует.
Эта коллизия требует от артистов высочайшего психологического напряжения. Сыграть такое перерождение, чтобы оно выглядело естественным результатом пережитого, невероятно трудно. Это под силу только большим мастерам. Анна Якубовская и Игорь Рыбчинский давно зарекомендовали себя таковыми, справляются с труднейшими ролями и теперь. Их дуэт – центральное звено спектакля – даже дышит в унисон.
Не менее глубока роль Люсиль – служанка выступает своего рода проводником действия, его катализатором, ее матримониальные планы в какой-то мере направляют и чувства главных героев. Мария Марченко, как всегда, пластична, ее образ полон мимических и интонационных граней. Казалось бы, второстепенный персонаж, а нарисован выпукло и занимает на площадке значительное место.
Хочется похвалить и Анну Костельникову – ей досталась очень непростая роль. Рубежные, экзистенциальные образы умирающих вообще сложны, такие герои как бы замкнуты на своем переживании, их соприкосновение с миром всегда болезненно, оголенно. Но в данном контексте этот образ еще и организующий. Напряженно переживая свое несчастье, Юлия параллельно, помимо своей воли, формирует эмоциональный заряд всей драмы, за ее судьбой и настроением следуют все окружающие персонажи. Именно ее жизнь становится самой большой гирькой на весах добра и зла. Вылепить образ так, чтобы все эти подоплеки стали явными, – серьезная задача. И Костельникова со своей работой справилась, это тот случай, когда молодой актер не выезжает на плечах опытных партнеров, а гармонично вплетает свою роль в игру мастеров. Анна не по годам умело балансирует на перепадах настроения своей героини – она то язвительна, то нежна, то отчужденно холодна. Достойная работа.
Есть в спектакле еще одно действующее лицо. По законам постмодернистского искусства, оно, не будучи человеком, фактически исполняет главную роль. Это мелодия, которую творит композитор Франсуа. Музыка, посвященная дочери и наполненная всей гаммой переживаний, связанных с трагедией отца и дочери. Эта мелодия (кстати, созданная главным дирижером театра Юрием Квасницей), сначала такая робкая, невнятная, постепенно обретает гармонию, наполняется красками, становится полнокровной. Она в точности передает движение жизни в художественном мире этой драмы – вбирает в себя все нити и, преодолевая препятствия, обретает главное, правильное русло.
Интересна и сценография художника Игоря Ковалева. Пространство сцены меняется вместе с действием, одухотворяясь вместе с героями, наполняясь теплым семейным содержанием.
Очень своевременная работа МДТ им. М. М. Бровуна. В нашем глобалистском, функциональном, стремительном мире, где нет ни времени, ни сил остановиться и осмыслить свое существование, очень важен духовный ориентир. Самопожертвование, вера в силу настоящего поступка, умение встать поперек привычного, обезличивающего течения толпы – всего этого так не хватает нашему миру…