Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Этот вопрос слышал, наверное, каждый человек в своей жизни. Кто-то знает ответ с самого детства, а кому-то и до пенсии сложно найти занятие по душе. Причины могут быть абсолютно разными, но есть одна, которую можно услышать чаще всего: нет работы. Насколько сложно найти работу сегодня, мы спросили у студентов второго курса магистратуры различных вузов ДНР.
Ребята, которые согласились нам помочь в создании этого материала, представляют разные, не связанные между собой профессии, но объединяет всех одно – они нашли работу по специальности и довольны этим.
Нашим собеседникам были заданы одинаковые вопросы, формулировка которых несколько менялась из-за специализации каждого из них.
Работа найдет тебя сама
Анастасия Недождий – студентка Донецкого национального университета по специальности «журналистика». Работает главным редактором одного из самых популярных информационных сайтов Республики.
– Чем руководствовалась, когда выбирала специальность?
– Не могу сказать, что я мечтала стать журналистом. Но сидеть в офисе, работать с бумажками и калькулятором уж точно не стремилась, хотелось чего-то творческого. Родители были против, боялись, что не смогу потом найти работу по специальности. Но препятствовать не стали, хотя я и сама не надеялась поступить. Как основной вариант рассматривала украинскую филологию, туда легче было поступить на бюджет. Я не хотела, чтобы родители платили за мою учебу, поэтому рассматривала только государственную форму обучения.
Из-за боевых действий в 2014 году выпускники школ ДНР не сдавали экзаменов. Поскольку я окончила школу с отличием, то легко проскользнула на бюджетное место в первой же волне. Думаю, если бы все повернулось иначе, я могла бы сейчас работать не журналистом, а учителем украинского языка.
– Когда и как нашла работу?
– Раньше уже пробовала себя в журналистике или в смежных отраслях, но это было что-то вроде подработки, которая не мешала обучению в университете. Но когда окончила 4-й курс, поняла, что пора. От учебы уже устала, а еще, конечно, хотелось стабильного заработка на какие-то свои «хотелки». Начала подыскивать варианты, но работа нашла меня сама. Одна из преподавательниц сказала мне, что есть вакансия редактора на сайте, я решила попробовать. Кстати, с этим связано еще одно интересное совпадение. Накануне я как раз обсуждала с подругой будущую работу и сказала ей, что классно было бы работать журналистом в каком-нибудь красивом большом здании, чтобы по окончанию рабочего дня выходить и любоваться им. Уже через неделю мне позвонили из отдела кадров и пригласили на собеседование. Так что мысли материализуются!
– Возможно ли совмещать работу с учебой?
– Нет. Одновременно быть хорошим студентом и хорошим сотрудником вряд ли возможно. Уверена, что у каждого из работающих студентов именно работа выходит на первый план, а обучение уже сложно назвать обучением. Это похоже на какой-то квест «Как не вылететь из универа». Слово «учусь» в моем случае уже не подходит, я скорее доучиваюсь: лихорадочно делаю все задания, которые дают преподаватели, а на экзаменах надеюсь только на удачу, потому что учить все предметы мне, конечно же, было некогда. Спасает только то, что большинство преподавателей с пониманием относятся к работе студентов.
– С какими проблемами столкнулась?
– Нехватка времени и моральных сил на учебу. Но это, возможно, даже не связано с тем, что приходится совмещать работу с учебой. Я учусь уже шестой год и скорее всего просто устала от этого, независимо от того, есть у меня работа или нет. Сложнее всего для меня спланировать свое время. Постоянно нужно помнить, когда у меня какие пары, контрольные, предзащита диплома, нужно знать, в какое время нужно отпроситься с работы и так далее. От этого можно просто сойти с ума!
– Что можешь сказать студентам младших курсов, которые думают, что работу найти невозможно?
– Если вы не найдете работу, работа сама вас найдет. Мне предлагали много вакансий еще с первого курса, но я отказывалась: или варианты не устраивали, или просто еще не была готова. И я бы советовала не затягивать с этим. Если есть возможность пойти работать, нужно пользоваться моментом. Многие говорят, что с этим спешить не нужно, лучше насладиться студенческой жизнью. Но я считаю, что это круто – быть самостоятельным, зарабатывать деньги и не считать каждую копейку, когда идешь в кафе с одногруппниками. И опыт, полученный непосредственно на работе, на мой взгляд, более ценный, чем теория, которую дают в университете.
Только вперед!
Юлия Латыпова – студентка Донецкой национальной академии строительства и архитектуры по специальности «архитектура». Работает визуализатором и менеджером в студии архитектурной 3D-визуализации.
– Чем руководствовалась, когда выбирала специальность?
– Когда я училась в 11-м классе, уже понимала, что у меня математический склад ума, гуманитарные предметы мне даются тяжелее. Это стало первым толчком к тому, чтобы выбрать профессию именно с математическим направлением. На данный момент архитектура и медицина – одни из самых актуальных и наиболее оплачиваемых направлений, но врачом я себя не видела, а потому присмотрелась к своей нынешней специальности.
– Когда и как нашла работу?
– Работу нашла на первом курсе магистратуры. Наверное, это не я ее нашла, а она меня, как бы забавно это ни звучало. Началось все с того, что еще на третьем курсе я решила заняться саморазвитием и нашла курсы архитектурной 3D-визуализации. Они оказались очень познавательными и нужными. Эти курсы также предоставляют стажировку и устройство на работу. Но в тот момент я была сильно занята учебным процессом, впереди был четвертый курс, защита диплома, поэтому морально я не была готова к работе. Но, поступив на первый курс магистратуры, поняла, что нужно идти дальше и пробовать себя в чем-то новом. По счастливой случайности как раз руководители студии позвали меня к себе – сначала это была подработка, а потом уже началась плодотворная и интересная работа.
– Возможно ли совмещать работу с учебой?
– Сначала будет очень сложно, особенно если ты хочешь успевать везде и всюду. Но главное – не падать духом и идти только вперед. Надо помнить, что это реально. Нужно только захотеть, и тогда у нас все получится.
– С какими проблемами столкнулась?
– Главная проблема заключалась в нехватке времени. Я не понимала, как можно все совместить: работу, учебу, быт. Но постепенно начала вливаться в этот ритм. Чем больше ты работаешь, учишься, тем больше начинаешь успевать.
– Что можешь сказать студентам младших курсов, которые думают, что работу найти невозможно?
– Главное – поставить себе цель и идти к ней, если ты этого действительно желаешь. Даже если будет что-то не получаться, знай: все получится, нужно только в это верить, а родные и близкие тебя всегда поддержат. Ну и, конечно, не останавливаться на достигнутом.
Кто ищет, тот всегда найдет
Сергей Нечепуренко – выпускник Донецкого института физической культуры и спорта, студент Донецкого национального университета по специальности «тренер-преподаватель». Работает тренером детско-юношеской футбольной школы «Победа» и администратором одноименной взрослой команды, вице-чемпиона ДНР нынешнего сезона.
– Чем руководствовался, когда выбирал специальность?
– Я с самого детства занимаюсь футболом. Всегда и во всем брал пример со своих тренеров, поэтому и сам захотел быть примером для ребят, обучать их, развиваться самому и передавать детям то, чему меня научили.
– Когда и как нашел работу?
– Работу мне предложили весной 2018 года. На тот момент еще учился на 4-м курсе спортивного института. Получив диплом бакалавра, устроился уже официально и работаю по сей день. Очень доволен, даже счастлив, что попал в этот коллектив.
– Возможно ли совмещать работу с учебой?
– Для меня совмещать работу и учебу возможно, так как тренировки у детей проходят во внеурочное время. Пусть и не всегда, но получается посещать все занятия. Впрочем, преподаватели тоже входят в положение и идут на некоторые уступки: дают индивидуальные задания, помогают их выполнить.
– С какими проблемами столкнулся?
– С какими-то серьезными проблемами я, к счастью, не сталкивался. Работа с детьми непроста, но главное – нужно уметь находить индивидуальный подход к каждому ребенку и при этом оставаться нейтральным ко всем.
– Что можешь сказать студентам младших курсов, которые думают, что работу найти невозможно?
– Скажу честно: я и сам думал, что найти работу невозможно. Но мне улыбнулась удача. Кто ищет, тот всегда найдет!
А у врачей всё иначе
Валерия Федористова – студентка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького по специальности «лечебное дело». Работает не врачом, фотографом… Но поговорить с ней стоило, чтобы узнать, как же обстоят дела с трудоустройством у наших будущих медиков. Вопросы, кстати, ей задавались несколько иные.
– Чем руководствовалась, когда выбирала специальность?
– В 17 лет, когда пришло время определяться с будущей профессией, я не сильно понимала все плюсы и минусы каждой специальности, но точно знала, что хочу работать в медицине. Был выбор между стоматологическим факультетом и лечебным, прошла на бюджет на лечебном – туда и поступила.
– Как построена учеба в медицинском университете?
– Сначала мы шесть лет учим базовые предметы медицины, которые, как считается, закладывают основу нашего клинического мышления. Затем, после 3-го курса, в общих чертах изучаем узкие специальности. До 3-го курса у нас, как у всех, обычные пары (в университете или в больницах), после – занятия по цикловой системе: наш рабочий день длится в среднем с 8:00 до 14:00, и мы проводим несколько дней или даже недель в одном и том же месте, в определенной больнице. Этот период времени и называется циклом. В конце каждого семестра у нас экзамены по определенным предметам, которые влияют на получение стипендии.
Зимой на 6-м курсе у нас происходит распределение: университет распределяет нас на дальнейшее место интернатуры, а затем и работы. Место распределения зависит от твоей успеваемости, научной деятельности, активности участия в общественной и спортивной жизни университета в течение всех шести лет. После окончания университета и успешной сдачи госэкзаменов мы поступаем на факультет последипломного образования и становимся интернами. Спустя год интернатуры сдаем экзамен, получаем специализацию того или иного врача и можем приступать к работе в качестве врача первого года практики.
– Возможно ли совмещать какую-либо работу с учебой в медицинском?
– Конечно, возможно! Главное – правильно распределить свое время и уделять большее время учебе. Практически все мои однокурсники, да и другие знакомые из университета, работали медсестрами. Я тоже в свое время работала, около года, но вскоре поняла, что медсестринство и врачевание – это абсолютно разные вещи. Есть смысл поработать медсестрой, чтобы понять устройство больницы, документацию и иметь представление о лечении, которое используется на практике, но работать дольше – и экономически тяжело, и морально (лично для меня).
– Было ли распределение? И с какими проблемами ты столкнулась на этом этапе?
– Пока меня не распределили, проблем как таковых еще не было. Но, общаясь со старшими коллегами, я смогла для себя выделить несколько трудностей, чтобы быть готовой к предстоящему.
Разница теории и практики
Книжки, учебники – это хорошо, но на практике всё иначе. Успех твоей дальнейшей работы зависит скорее от логики, клинического мышления и умения быстро адаптироваться к сложной ситуации, а не от количества прочитанных книг. Этому в университете не научат, такое познается с опытом – в том отделении, где ты работаешь. Часто бывает, что мы учим основные группы препаратов, но на практике они не применяются или же применяется еще куча других, помимо изученных тобой. На занятиях сложно оговорить и запомнить все эти моменты.
Ожидание заработной платы и реальность
Когда нам говорят на парах, что врач – это альтруист, мы понимаем, но не осознаем. Когда ты держишь в руках не такую зарплату, которую хотел бы, которую, как тебе казалось, ты заслужил, ты начинаешь вспоминать слова старших коллег, но это лишь стимулирует еще больше и усерднее работать.
Ночные дежурства
Конечно, в университете их нет. А на работе есть, и не всем они нравятся. Я в свое время посетила их достаточно много (и в качестве медсестры, и как помощник врача) и скажу, что да, это тяжело – просыпаться среди ночи и куда-то бежать, кого-то оформлять… Но в этом есть и своя прелесть. Я называю это романтикой ночных дежурств. Мне нравится вечерняя атмосфера в больнице, поэтому я думаю, что для меня это не будет проблемой.
Много писанины
Когда я говорю «много», я имею в виду «очень много». Почему у врачей такой ужасный почерк? Прежде всего, чтобы проверка не придиралась. Ну и банальная лень. Через руки врача за сутки проходит столько документов, что сложно после всего этого сохранить нормальный почерк и писать разборчиво. Тебе нужно описывать каждый свой шаг, каждую процедуру, каждое действие. При поступлении больного на него заполняется миллион бумажек. Что ж, придется…
В некоторых больницах все уже, конечно, автоматизировано, документооборот проводится через компьютеры, но, к сожалению, в большинстве отделений документация ведется по старинке, от руки. Вообще, было бы здорово сделать единую систему для медицинской документации, чтобы просто заполнять шаблоны. Это очень упростило бы врачам бумажную работу, и осталось бы больше времени на самих пациентов.
– Дай совет младшекурсникам.
– Если бы у меня была возможность пообщаться с собой на первых курсах, я бы однозначно дала себе совет проще ко всему относиться. Существует стереотип, что, если ты учишься в медицинском, значит, света белого не видишь и постоянно учишься. Да, в целом это так. Но не стоит наполнять свою жизнь только книжками. Ходите на дежурства, проситесь на операции, общайтесь с коллегами, узнавайте, как работает ваш организм. Все равно вы не выучите всё. Хотя я пыталась… Медицина – это такая вещь, в которой ты учишься на протяжении всей своей жизни. Поэтому самое главное – это уметь рассуждать, схватывать на лету и читать темы, чтобы отвечать на парах. И все мы будем хорошими врачами. Иначе – никак!
P. S. Конечно, нельзя сказать, что работа находит каждого студента. Только тех, кто хочет и что-то для этого делает. В данном случае вода под лежачий камень уж точно не течет.