В рамках краеведческого цикла мы продолжаем изучать историческую географию столицы ДНР. На этот раз объект нашего исследования – Киевский проспект.

«Отсюда есть пошелъ» Киевский проспект
Насыпь непонятного назначения
Нашим экскурсоводом снова выступает старший научный сотрудник научно-методического отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея Светлана Ивановна Азарова.
Киевский проспект является одной из главных линий одноименного района Донецка. Будучи продолжением Университетской улицы, он берет начало у Шахтерской площади и завершается Путиловским мостом, постепенно переходя во Взлетную улицу.
Давайте обратимся к истокам. Работы по оформлению главной артерии Ветки и Путиловки начались в апреле 1964 года. На этом месте уже давно была дорога – на немецкой оккупационной карте она обозначена как Noworossijsk Strasse (то бишь улица Новороссийская). На топографической карте начала 1960-х годов – улица Маяковского. Киевский же проспект лег поверх всего этого.
Вот что мы узнаем из рассказов старожилов района: до Киевского проспекта здесь была обычная улица. По одной ее половине шла двусторонняя автомобильная трасса. По другой ходил трамвай 10-го маршрута – до Путиловского моста. Раньше там располагалось кольцо. Моста в нынешнем виде не было, он выглядел гораздо скромнее и шел чуть левее. Хотя, впрочем, о нынешнем виде моста лучше не будем…
С аэропортом город связывал 19-й автобус – тогда он ходил по маршруту «Крытый рынок – 15-й участок». Это был единственный способ добраться из города непосредственно до воздушной гавани. А так – люди шли со своими чемоданами пешком через пути. По краю улицы располагалась насыпь непонятного назначения, и каждый раз, чтобы перейти проезжую часть, приходилось преодолевать это препятствие. Освещение было очень скудное…
Быть жителем большого города
Переформатирование улицы Маяковского было самым непосредственным образом связано с открытием Северного автовокзала (подробней о нем – чуть ниже). Неправильно было бы строить такое современное заведение и не обеспечить его соответствующими коммуникациями. Реконструкцию проводили в несколько этапов. Главной операцией одного из них стало снятие трамвайного пути на участке между нынешними улицами Павла Поповича и Полиграфической. Также попутно расширяли дорожное полотно, оформляли газон посредине, устанавливали освещение и все составляющие, необходимые для движения троллейбусов.
Да, по новому проспекту запускали троллейбус. Это был хорошо всем знакомый 9-й маршрут «Шлаколечебница – Аэропорт». Под него построили основательный мост через железнодорожные пути на Путиловке – тот самый путепровод с отворотом на Ясиноватую и другие города северного направления Донецкой области. По воспоминаниям местных жителей, именно появление троллейбуса впервые позволило им по-настоящему почувствовать себя жителями большого города.
Новая линия не сразу получила название Киевского проспекта. В 1967 году, когда из части Куйбышевского района образовали новый, названный Киевским, стало логичным и переименование главной артерии района. Однако случилось это не сразу, а только весной 1968-го. А до того новая линия оставалась проспектом Маяковского (до трамвайного перекрестка на Ветке) и куском Университетской (между этим перекрестком и Шахтерской площадью).
Северное преддверие центра
Ну что ж, двигаемся в путь. Начинается Киевский проспект со 110-метрового здания торгово-жилищного комплекса «Северный», который в списке самых высоких зданий Донецка занимает второе место. Когда-то на этом месте располагался одноименный автовокзал, тот самый, о котором упоминалось выше.

Гавань северного пути
В газете «Социалистический Донбасс» за 21 июля 1961 года читаем: «Недавно в Сталино на Университетской улице, 131, рядом с автозаправочной станцией открылся Северный автовокзал. Здесь имеются комнаты матери и ребенка, камера хранения, справочное бюро, касса предварительной продажи билетов. Открытие нового автовокзала позволит значительно разгрузить Южный автовокзал и улучшить пассажирское движение».
Новый вокзал возник посреди старого поселка. Цивилизация вокруг представала еще в самом грубом виде. Рядом располагался частный сектор. В юго-западном направлении прекрасно просматривался копер и терриконы шахты № 8 «Ветка». Шахтерской площади еще не существовало и в помине – был обычный перекресток дорог без всяких подземных переходов и переездов. Не существовало и Киевского проспекта. Сразу за автовокзалом шла насыпь с железнодорожной веткой промышленного назначения. А еще там ходил трамвай № 1.
Одним из авторов вокзала был известнейший донецкий архитектор Георгий Навроцкий. Тогда, в начале 1960-х, советские градостроители еще боролись с архитектурными излишествами. Их призывали проектировать дома без выкрутасов и лепнины, просто и строго. Именно таким и получился Северный автовокзал. Никаких загогулин, все прямо и конкретно: огромные плоскости стекла, четкие очертания.
Но при кажущемся примитивизме в формах вокзала все же содержалась некая концепция. Поскольку строился центр автотранспорта, здание, по замыслу автора, должно было вызывать ассоциации с автомобилем. Это нашло отражение даже в выборе облицовки: вокзал покрыли железной плиткой с белой эмалью, имитируя технологию нанесения краски на машину.
Появление Северного навсегда изменило жизнь Ветки: из глухой окраины она вдруг превратилась в преддверие центра. Создали Шахтерскую площадь. Вскоре рядом вырос современный квартал. Однако в 2008 году автовокзал посчитали избыточным, и его здание было ликвидировано.
Ботаника ни при чем
Протопав совсем немного от Шахтерской площади, минуя дом, первый этаж которого когда-то занимал гастроном «Славутич», мы оказываемся на Ветке – сегодня так называют площадь на пресечении Киевского проспекта и проспекта Молодых шахтеров. В самом начале истории нашего края здесь находились четыре шахты Ветковского рудника Новороссийского общества: Семеновские № 7 и 8, Александровская № 4 и Александровская-Наклонная.
К шахтам рудника подходила железнодорожная ветка, причем к каждой из четырех (большая редкость для промышленных объектов начала ХХ века). Вот от этого обилия подъездных путей поселок и получил свое псевдоботаническое название – Ветка.

«Ветвистое» место
Самый старый сквер
Пересекаем трамвайные пути, ведущие к железнодорожному вокзалу, и продолжаем движение вдоль широченного проспекта. Проходим мимо дворца культуры имени М. Горького. Примечательно, что в Донецке есть два ДК с таким именем. Второй расположен на другом конце города, в Пролетарском районе, и внешне совсем не похож на своего «киевского» брата, так как пребывает в полуразрушенном состоянии. А этот – ничего, держится.

Киевский брат пролетарского ДК Горького
Далее на нашем пути – здание Киевской райадминистрации. Немногие жители Донецка знают о том, что сквер рядом с этим зданием носит имя Владимира Маяковского. Теперь-то вы понимаете почему – вспомните прежнее название проспекта.
Сквер разбит на территории бывшей усадьбы, ставшей позднее противотуберкулезным санаторием. До недавнего времени сохранялась часть кованой ограды, окружавшей некогда эту территорию. В сквере до сих пор можно встретить фруктовые деревья из помещичьего сада, им более 100 лет! В советское время в сквере располагалась танцплощадка.
В начале 1970-х годов было построено здание Киевского райисполкома. Часть сквера стали заполнять жилыми домами. После этого территория одного из самых старых скверов в Донецке заметно уменьшилась. Тогда же убрали и старую танцплощадку, на месте которой был сооружен фонтан.
Со временем территория пришла в запустение, фонтан иссяк. Однако в 2005 году была проведена реконструкция, и территория у Киевского РИКа стала излюбленным местом отдыха жителей района.