Мы продолжаем цикл краеведческих публикаций, посвященных исторической географии Донецка. В этот раз начинаем исследовать центральную артерию города – улицу Артема.
Первая линия
Перед тем как отправиться в увлекательное путешествие по главной улице столицы ДНР, давайте обратимся к истории и вспомним, как все начиналось. В своих исследованиях мы прибегнем к помощи старшего научного сотрудника научно-методического отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея Алексея Геннадиевича Матченко.
Первой и долгое время единственной улицей поселка (а впоследствии – города) Юзовки была Первая линия, переименованная в улицу Артема в 1927 году. От нее начинался отсчет всех остальных линий. Место, где сейчас проходит главная (10-километровая) ось города, было выбрано далеко не случайно. Прежде всего, это наиболее ровная и сухая часть местности – плато, простирающееся приблизительно на 10,5 километра, водораздел двух рек (Кальмиуса и его крупного притока – Бахмутки, или Скоморошьей). Эта часть города наименее изрезана балками, не затапливается в половодья, обладает превосходными черноземными почвами, что и обусловило первоначальное развитие города преимущественно в северном направлении.
«Бусины» вдоль реки
Все эти удобства были оценены задолго до появления здесь Джона Юза и основания Юзовки. После окончательного присоединения земель нынешнего Донбасса к Российской империи в 70–80-е годы ХVIII века и размежевания с землями донских казаков (1786 год) долина Кальмиуса была довольно густо заселена. Стихийно сложилась типичная для степных краев картина: села, словно бусины, нанизаны вдоль течения сравнительно крупной реки – Кальмиуса, они тянутся к источнику влаги, которая в степях всегда была на вес золота. На водоразделе находились земли сельских общин, пастбища, кладбища. Источники сообщают, что к 50-м годам XIX века на этой территории было приблизительно 11 сел с населением около 2 279 человек.
Земли, где стояли эти села, с 70–80-х годов ХVIII столетия были собственностью помещиков, у которых их позднее арендовал Джон Юз. До 1889-го Новороссийская компания каменноугольного, железоделательного и рельсового производства юридически оставалась лишь арендатором земли, но впоследствии была выкуплена в полную собственность.

Местность меж двух рек
С самого начала индустриальное освоение существенно изменило весь облик этой части Донбасса. В первую очередь это коснулось природного обрамления будущей главной улицы города – уже упомянутых рек Кальмиуса и Бахмутки (или Скоморотиной, или Скоморошки – вариаций у этого народного названия немало).
Крупное металлургическое производство, каким был возникший Юзовский завод, остро нуждалось в воде, и проблема решалась путем создания на реках искусственных водоемов. На Кальмиусе было построено пять плотин, но это не дало нужного эффекта из-за постоянных летних засух и вызванного ими резкого падения уровня реки. Тогда руководство компании обратило внимание на мощную систему реки Скоморошьей. На ней в 1891 году было устроено три пруда, и проблему водоснабжения завода в какой-то степени удалось решить. В дальнейшем пруды были благоустроены общественностью поселка: создан первый в нашем городе сад (сад Новороссийского общества), а также лодочная станция. Подпитываемые мощными подземными источниками, пруды стали основой водоснабжения завода.
Элитный район
Первая линия с самого начала формировалась как центральная улица фешенебельной части Юзовки – «Нового света», где жил в основном зажиточный народ: купцы, чиновники. В самом начале улицы, в доме № 1, находилась Базарная контора, ведавшая выдачей разрешений на аренду земли, собиравшая арендную плату и бывшая фактически единственным местным органом власти.
Улица начиналась (да и сейчас начинается) у проходной завода, в те времена – Юзовского завода Новороссийского общества. Называлась эта проходная Синцовской (по имени подрядчика) и служила своеобразной биржей труда – через нее проходили все, кто устраивался на Юзовский завод, бывший крупнейшим работодателем в наших краях. Здесь же, неподалеку, было и первое юзовское кладбище, на котором хоронили погибших на производстве.
Неторопливый прогресс
До 1917 года будущая улица Артема едва достигала километра в длину и заканчивалась Домом Богомолова – где-то на месте нынешнего здания администрации Ворошиловского района. Напротив сегодняшней библиотеки им. Н. К. Крупской находились ямы для слива поселковых нечистот. Последним зданием на окраине Юзовки была построенная в 1912-м земская больница (на месте нынешней площади им. Ленина).
Сама улица, несмотря на статус центральной, оставляла желать лучшего и в санитарном отношении, и в плане благоустройства. Первая булыжная мостовая появилась на ней только после 1905 года, первые контейнеры для мусора были установлены лишь после так называемого холерного бунта в 1892-м, основные события которого происходили вблизи Первой линии, на Базарной площади. Практически отсутствовало озеленение – впрочем, как и во всей Юзовке.
Но прогресс все же был, хотя и медленный. В большинстве домов Первой линии в ХХ столетии уже были обычными такие достижения цивилизации, как телефон, водопровод, отопление. К середине второго десятилетия века по оснащенности новейшими средствами связи поселок Юзовка не уступал многим крупным городам. Ко времени Первой мировой войны на улице уже было электрическое освещение. К слову, высокая платежеспособность жителей нынешней улицы Артема уже в первые годы советской власти подтверждалась тем, что практически каждый мог внести вклад в начавшееся масштабное благоустройство Юзовки и Первой линии в частности, замостив за свой счет участок улицы перед собственным домом.
Элемент борьбы со старым миром

Современный ЦУМ
Итак, давайте начнем путешествие. Удаляясь от упомянутой выше проходной завода, двигаемся по главной артерии города, ширина которой в этом месте едва достигает 40 метров. Буквально все здесь дышит историей. Приближаемся к Центральному универсальному магазину, который был открыт в 1937 году. На тот момент он был единственным в городе и назывался просто универмагом.
В 1930-е годы на этом месте, прямо у Первой линии, находились «зеленые ряды», парикмахерские, сапожная мастерская… Устав наблюдать за этим коммерческим хаосом, советская власть в середине десятилетия приняла решение снести все это и на освобожденных площадях построить образцовый торговый объект.

ЦУМ сразу после оккупации. 1943 год
В 1943-м здание было почти полностью разрушено, но впоследствии восстановлено в первозданном виде. Когда-то сюда ходили, как в театр: специально наряжались, делали прически. Было время, когда ЦУМ считался единственным местом, где приличный человек мог сделать покупку. Универмаг создавали как элемент борьбы со старым миром.
Продолжение следует…
Редакция благодарит Министерство культуры ДНР и Донецкий республиканский краеведческий музей за содействие в подготовке материала
Читайте другие материалы цикла
Университетская улица (часть 1)
Университетская улица (часть 2)
Университетская улица (часть 3)
Университетская улица (часть 4)