В рамках краеведческого цикла публикаций об исторической географии Донецка мы продолжаем исследовать центральную артерию столицы ДНР – улицу Артема
Бывшая главная
Продолжим путешествие с места, на котором остановились в прошлый раз, – с площади Ленина. Напомним, нашим экскурсоводом выступает старший научный сотрудник научно-методического отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея Алексей Геннадиевич Матченко.
Перед нами Театральная площадь – одна из центральных площадей Донецка, которая расположена на пересечении улицы Артема и Театрального проспекта. В архитектурный ансамбль площади входят здания кинотеатра имени Т. Г. Шевченко (памятник архитектуры местного значения), института Донгипрошахт и Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко (памятник архитектуры национального значения). По флангам оперного театра ныне расположены два сквера: северный и южный, в которых установлены памятники Ф. А. Гринкевичу, К. А. Гурову, А. Б. Соловьяненко, а также скульптурная скифская композиция.
Свое название площадь получила во время немецкой оккупации Сталино – при переименовании оккупационной властью улиц и площадей города. В сентябре 1944 года, к первой годовщине освобождения города, местные власти приняли решение построить перед зданием оперного театра памятник, посвященный этому событию. Изготовление монумента поручили главному бутафору театра Олегу Здиховскому по уже готовым чертежам другого автора. Арт-объект представлял собой стелу с двумя скульптурными фигурами: шахтера и солдата, одетого в плащ-палатку и с пистолетом-пулеметом Шпагина в руках.
Скульптуры изготовили по методу папье-маше. Для них сделали каркас из толстой проволоки приблизительно десятого калибра, на основе которого вылепили фигуры из белой маслянистой глины, предварительно привезенной из карьера около фаянсового завода на Евдокиевке. Сверху нанесли нескольких бумажных и полотняных слоев, покрытых олифой, которые затем разрезали, чтобы вынуть форму, снова соединили и покрыли серебрянкой. Постамент и стела были металлическими и отделанными с лицевой стороны специально обработанными и приклеенными кусками каменного угля. Памятник изначально задумывался как временный и простоял всего несколько лет, после чего его убрали, чтобы не мешал уличному движению.
В 1940-е годы площадь считалась главной в городе, так как к тому времени соседняя площадь Ленина еще не сформировалась. По плану формирования общественного центра города, разработанного в 1949 году Гипроградом, Театральная площадь должна была стать одной из анфилады трех взаимосвязанных площадей: Центральной административной (сейчас площадь Ленина), Театральной и Победы (так и не была создана, сейчас приблизительно на этом месте расположена Соборная площадь).
В 1950–1951 годах по обе стороны оперного театра построили два жилых дома по проекту архитектора Г. А. Благодатного, которые удачно завершили организацию пространства площади. Один из этих домов расположился на месте поселка Дальний – последнего частного сектора в центре города. В 1952 году рядом с кинотеатром имени Т. Г. Шевченко, на месте общежития Донецкого металлургического завода, разрушенного во время войны, построили здание института Донгипрошахт.
Восточная сторона улицы Артема между Театральным проспектом и бульваром Шевченко сформирована зданиями, построенными в разное время и отличающимися пространственным решением. Для того чтобы эти здания составляли целостный ансамбль, использовался единый прием цветовой отделки.
Синтетическая монументальность
В 1934 году под руководством начальника Сталинстроя Пантелея Тамурова стартовал проект генеральной реконструкции города и создания культурного комплекса в нем. В 1936 году согласно этому проекту было начато строительство здания театра оперы и балета. Первоначально его спроектировали как драматический театр, но во время стройки внесли в проект изменения, чтобы отдать здание театру оперы и балета, так как у драматического уже было свое помещение. Главным архитектором строительства стал Людвиг Котовский, а общее руководство стройкой поручили Соломону Кролю.
Котлован под театр был выкопан лопатами вручную, причем его глубина была рассчитана на подземные гаражи (в этих помещениях в дальнейшем расположились производственные цеха). На строительство театра выделили 6,2 миллиона советских рублей, но этой суммы не хватило, и сметную стоимость увеличили до 9 256 200 рублей. Изначально планировали открыть театр 23 февраля 1941 года – ко Дню Красной армии, но к этому сроку не успели, и дату открытия перенесли на 12 апреля 1941 года, посвятив Первомаю.
Говоря о своем проекте, Котовский отметил: «Автор проекта театра стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений, критически переработав ренессансные композиции, построенные на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, которые должны быть увенчаны барельефами, объемной скульптурой, подчеркивающими и завершающими основной архитектурный замысел, – автор ставил себе цель достигнуть синтетической монументальности».
Здание театра строилось несколько лет. Работы по мрамору и облицовке были выполнены мастерами из Ростова-на-Дону, а скульптурные работы – киевлянами. Зал рассчитан на 1 150 зрителей, оркестровая яма вмещает 75 человек.
Один из первых
В 1937 году в Сталино начали строительство кинотеатра имени Т. Г. Шевченко, которое было закончено в 1939 году. Здание уцелело во время войны, хотя ему был нанесен значительный ущерб.
Театр кино, построенный по проекту Л. А. Теплицкого, был одним из первых в Советском Союзе многозальных кинотеатров. 5 сентября 1939 года этот храм искусства принял первых зрителей. Он имел два зала по 600 мест – зеленый и голубой – и являлся на то время единственным двухзальным кинотеатром Украины. На первом этаже – просторный кассовый вестибюль, за ним большой холл с гардеробом. С двух сторон на второй и третий этажи вели широкие лестничные марши. Фойе было сделано в виде двухэтажного колонного зала, где располагался открытый концертный зал на 300 мест. На третьем этаже располагались читальня и гостиная-курительная комната. Здесь же находилась аппаратная. Фойе было оформлено четырьмя барельефами скульптора Иванова, иллюстрировавшими отдельные статьи сталинской конституции. Внутреннее пространство украшала скульптура Тараса Шевченко в полный рост. Видимо, позднее она была утрачена.
После войны в этом же здании открылся детский кинотеатр, а на месте гардероба – малый зал. В фойе играл оркестр. Ценители музыки могли специально пойти в кино, чтобы послушать перед сеансом понравившуюся музыкальную пьесу или игру конкретного музыканта из оркестра. Буфет кинотеатра до середины 1970-х годов славился ассортиментом. В продаже было как минимум пять сортов ситро, пиво, мясные деликатесы, кондитерские изделия, кофе, мороженое и даже шампанское.
Вот уж действительно главная улица столицы – прошли всего ничего, а столько всего увидели! Предлагаем сделать небольшую паузу, чтобы набраться сил – ведь впереди у нас еще масса объектов для исследования.
Продолжение следует…
Редакция благодарит Донецкий республиканский краеведческий музей за содействие в подготовке материала
Читайте другие материалы цикла
Университетская улица (часть 1)
Университетская улица (часть 2)
Университетская улица (часть 3)
Университетская улица (часть 4)